• 10001.jpg
  • 10002.jpg
  • 10003.jpg

ОРКСЭ

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ  [ВЫХОД]

 

Нормативно-правовая база введения учебно курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ)

·          Конституция Российской Федерации, ст. 28

·           Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 №125-ФЗ

·           Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"

·          1 Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. №201).

·         Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 (Прочесть)

·         Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р (Прочесть)

·         Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации "О проекте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" (№41-1) от 17 сентября 2009

·         Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2009 № 03-2567 «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» (текст отсутствует)

·         Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Москва, 2011 (Прочесть)

·         Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ" (Прочесть)

·         Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД-942/03 "О выполнении поручения Президента Российской Федерации" (Прочесть)

·         Письмо Правительства РФ от 20.07.2011 № МОН-П-1973 "О проекте доклада Президенту РФ" (Прочесть)

·         Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации.

·         Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (Прочесть)

·         Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № МД-1446/03 «О работе стажировочных площадок» (Прочесть)

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год» (Прочесть)

·         Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (Прочесть)

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089» (Прочесть)

·         Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 " (Прочесть)

·          Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации "О введении учебного курса ОРКСЭ" от 22 августа 2012 об инструктивно-нормативных материалах и методических рекомендациях об обучении ОРКСЭ в образовательных учреждениях Российской Федерации. "

  • Приказ МО и Н РА от 31.08.2011 г. № 775 "О внесении изменений в приказ Минобрнауки РА от 11.11.2010 г № 1272 "О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений РА, реализующих программы общего образования".
  • Письмо МО и Н РА от 27.02.2012 г. № 859 "О новой редакции учебных (образовательных) планов государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений РА, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования, при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования".
  • Приказ МО и На Ра от 11.06.2014 г. № 601 "О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений РА, реализующих программы начального общего образования".

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, а при успешной реализации эксперимента — во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
Список модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.

Цель и задачи курса
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Место курса в программе обучения
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества.
Основные особенности: Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги; Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям; Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса; Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля; Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

Структура курса (34 часа)
4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.
Блок 4 — итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

 

Анкета для родителей (законных представителей)

обучающихся 4 классов в 2012/2013 учебном году (на 01.09)

 

Вопросы

Предлагаемые ответы

Коли-чест-во

1

Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «ОРКСЭ»?

1.Положительно

 

2.Скорее положительно

 

3.Безразлично

 

4.Скорее отрицательно

 

5.Отрицательно

 

6.Затрудняюсь ответить

 

2

В чем Вы видите положительное значение введения курса?

1.Расширение кругозора детей

 

2.Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям

 

3.Формирование патриотизма и гражданской солидарности

 

4.Формирование ценности здорового образа жизни

 

5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

 

6.Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России

 

7.Духовное и культурное развитие детей

 

8.Повышение нравственности детей

 

9.Формирование уважительного отношения к старшим

 

10.Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях

 

11.Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде

 

12.Приобщение молодежи к вере

 

13.Другое

 

14.Затрудняюсь ответить

 

3

В чем Вы видите риски, связанные с введение курса?

1.Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности

 

2.Дополнительная нагрузка на школьника

 

3.Формирование формального отношения к религии, вере

 

4.Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям

 

5.Принудительное навязывание веры, религии

 

6.Принудительное навязывание одного из модулей

 

7.Другое ………

 

8.Затрудняюсь ответить

 

4

Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребенка?

1.Основы светской этики

 

2.Основы мировых религиозных культур

 

3.Основы православной культуры

 

4.Основы исламской культуры

 

5.Основы буддийской культуры

 

6.Основы иудейской культуры

 

7.Не участвовал(а)

 

5

Если Вы участвовали в выборе модуля курса, испытывали ли трудности с выбором?

1.Да

 

2.Нет

 

6

С чем были связаны трудности выбора?

1.Различным мировоззрение членов семьи

 

2. Настороженностью к новому курсу, недоверием к нововведениям

 

3. Недостаточностью информации о содержании модулей курса

 

4. Нежеланием участвовать в апробации курса

 

5. Другое ………

 

7

Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса?

1.Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса

 

2. Мнение классного руководителя или других педагогов

 

3. Рекомендации родителей школьников

 

4. Пожелание руководства школы

 

5.Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций

 

6. Уклад жизни семьи, семейные традиции

 

7. Другое ………

 

8. Затрудняюсь ответить

 

8

В какой форме Вы хотели бы , чтобы преподавался учебный курс ОРКСЭ»?

1.В качестве обязательного для всех учащихся

 

2.В качестве факультативного для всех желающих

 

3.Этот курс не должен преподаваться в школах

 

4.Затрудняюсь ответить

 

9

По Вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-развивающий характер учебное пособие по выбранному Вами модулю курса?

1.Да

 

2.Скорее да, чем нет

 

3.Скорее нет, чем да

 

4.Нет

 

5.Затрудняюсь ответить

 

10

Имеете ли Вы представление о содержании учебных пособий по остальным модулям курса?

1.Да, всех

 

2.Да, некоторых

 

3.Нет

 

11

Какую систему оценивания достижений вашего ребенка по данному курсу Вы считаете подходящей?

1.С выставлением отметок

 

2.Без отметок

 

3.Другую….

 

4.Затрудняюсь ответить

 

 

 

Сведения о выборе модулей учащимися 4-х классов

в 2014-2015 учебном году.

 

 

Кол-во 4-х классов

Общее кол-во обучающихся

Количество обучающихся, выбравших модули:

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Основы православной культуры

Основы иудейской культуры

Основы буддийской культуры

Основы исламской культуры

Не выбрали ничего

1

26

 

26

 

 

 

 

 

 

 

Информация об обеспеченности общеобразовательного учреждения учебниками для реализации комплексного курса ОРКСЭ и о выборе учреждением автора и издательства УМК для реализации комплексного курса ОРКСЭ

 

 

№ п/п

 

 

 

Наименование пособия (по Федеральному перечню)

Численность обучающихся четвёртых классов на

Количество учебников в ОУ(шт.)

Количество учебников в ОУ (шт.)

Имеется в наличии

Потребность в учебниках

Выбранных учреждением в качестве основного

% от общего количества

Основы светской этики

 

 

 

 

 

 

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики – М.: Дрофа

26

26

-

26

100

 

Сведения о специалистах, привлекаемых к реализации модулей

в 2017-2018 учебном году

 

Название модуля

Кол-во 4-х классов

Общее кол-во преподавателей, реализующих курс ОРКСЭ

% преподавателей от общего числа, реализующих (преподающих) 2 и более модулей

Преподаватели других общеобразовательных учреждений муниципалитета

Преподаватели учреждений высшего профессионального образования

Преподаватели, специалисты и пр. дополнительного профессионального образования

Преподаватели дополнительного образования

Представители религиозных организаций

Основы светской этики

 

1

1

-

-

-

-

-

-

Данные о кадровом составе, привлеченном для реализации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Характеристика работников

Общая численность педаго-гических работников

Доля работников пенси-онного возраста

 

Из общей численности работников имеют образование

Из общей численности работников имеют стаж педагогической работы (баллы)

Категория работников

Законченное высшее

Неза-кончен-ное высшее

Среднее

Среднее- специальное

до 2 лет

От  2 до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 20 лет

Свыше 20 лет

Не педагогическое

Педагоги-ческое

                         

Учителей

учителей начальных классов

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

учителей истории и обществознания

                       

Учителей русского языка и литературы

                       

Итого

 

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

1

Привлекаемыхспециалистов

Педагогов дополнительного образования

                       

Преподавателей ВУЗов

                       

Представителей религиозных организаций

                       

Итого

     

Информация о качестве подготовки (повышении квалификации) учителей МБОУ СОШ №7 а. Панахес, реализующих комплексный курс ОРКСЭ

 

№ п/п

 

Общее количество учителей

Общее количество учителей, прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ на базе АПКиППРО, ФИРО

Общее количество учителей, прошедших повышение квалификации по курсу ОРКСЭ на базе региональных ИПК, стажировочных площадок

по программам разработанным на основе примерной (АПКиППРО,ФИРО)

по региональным программам

по программам свыше 72 часов

в очно-заочной форме с использованием вебинаров (и других современных информационных технологий)

 

Всего

 

 

 

 

 

 

 

В том числе по специальности

 

1

 

учитель начальных классов

 

 

1

 

 

2

 

учитель истории и обществознания

 

 

 

 

 

3

 

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

4

 

учитель МХК

 

 

 

 

 

5.

 

других

 

 

 

 

 

ИТОГО

 

 

 

 

 

 

 

10248769
Сегодня
Вчера
За неделю
За месяц
Всего
203
110
313
2430
10248769